Участие в инновационном социальном проекте

2 февраля 2021
66

ПРОЕКТ «НеРазлейВода»

БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 1» совместно с автономным профессиональным образовательным учреждением Вологодской области «Вологодский колледж связи и информационных технологий» участвовали в реализации инновационного социального проекта в сфере поддержки детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации «НеРазлейВода». Данный проект направлен на профессиональную ориентацию и предпрофессиональную подготовку несовершеннолетних, состоящих на различных профилактических учетах.

Целью данного проекта является развитие гибких и цифровых навыков у обучающихся с девиантным (общественно-опасным) поведением, активная профориентация в ИТ-сфере и навигация по современному рынку труда.

Девиантное поведение формируется как ответное на социальные условия, при этом не обязательно вызванные самим поведением подростка, а чаще семейными отношениями, нормами в семье, депривацией потребностной или эмоциональной сфер жизни и взросления ребенка. Подростки и ребята среднего возраста зачастую оказываются в учреждениях закрытого типа. Средовые условия не только не исправляют девиации, а скорее способствуют их усугублению. В условиях цифровой трансформации дети оказываются не готовыми к жизни вовне.

Кроме того, в силу специфики режимного характера пребывания в такого рода учреждении, его удаленного территориального нахождения, ограниченной оборудованности компьютерной и периферийной цифровой техникой, воспитанники не имеют возможности освоить цифровые навыки, познакомиться со спектром наиболее востребованных профессий современного рынка труда региона, развить гибкие компетенции, в том числе через реализацию командных проектов.

В силу этих же ограничений педагоги учреждений оказываются отрезанными от инфраструктуры развития системы образования региона, педагогического сообщества и работодателей, имеющих в штате специалистов по компьютерным технологиям.

Основная идея проекта – построение регулярного цикла обучающих мероприятий (очных и в дистанционной форме), тренингов и мастер-классов по приобретению и развитию современных гибких и цифровых компетенций обучающихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа с целью их социальной адаптации в условиях современного мира.

Основной эффект - обеспечить детям возможность приобретения компетенций современных и будущих профессий, лидерских навыков, а также обеспечение социального и государственного заказа по подготовке подрастающего поколения к самостоятельной трудовой деятельности в условиях, когда к надпрофессиональным навыкам работника предъявляются повышенные требования.

Обеспечение долговременного эффекта достигается через повышение квалификации сотрудников, в первую очередь педагогов учреждений – заинтересованных организаций по направлениям технического ИТ-творчества.

В ходе реализации создается уникальная система поддержки и развития обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений, комплекс, позволяющий детям более уверенно входить в будущее.

Проект позволяет качественно преобразить жизнедеятельность детских учреждений закрытого типа. Наставники и эксперты, задействованные в проекте, нацелены продемонстрировать воспитанникам возможность успешной профессиональной и самореализации, стабильного и счастливого будущего. Фактор успеха – партнерство с институтами развития, предпринимательскими общественными объединениями, резидентами Кластера информационных технологий области. Совершенствование педагогических условий коррекции девиантного поведения подростков средствами социально-культурной деятельности.

В ходе реализации проекта проводятся следующие мероприятия: организация и проведение выездных обучающих мероприятий по основным направлениям детского ИТ-технического творчества, организация и проведение вебинаров по гибким компетенциям, он-лайн и очные встречи с представителями ИТ-компаний, бизнес-тренерами, HR-экспертами, организация и проведение мероприятий по командообразованию и освоению SoftSkills, организация мероприятий по профориентации в сфере актуальных и будущих профессий, организация презентаций детских проектов, организация и проведение выездных для школьников мероприятий на события регионального масштаба, личные он-лайн и очные встречи с обучающимися, создается уникальная система поддержки и развития обучающихся специальных учебно-воспитательных учреждений, комплекс, позволяющий детям более уверенно входить в будущее.

Значимость ожидаемых результатов и потенциальные области их применения после реализации данного проекта – это создание более благоприятного психологического микроклимата в учреждениях закрытого типа для детей: оценивается путем начального и по завершении цикла проекта тестирования на склонность к девиантному поведению, тестирования на уровень развития эмоционального интеллекта, на уровень цифровой грамотности.

- снижение количества правонарушений, совершенных воспитанниками;

- ориентирование детей на современном рынке труда.

- обеспечение возможности для воспитанников пройти через новейшие инструменты профориентации.

- повышение уровня цифровых навыков как воспитанников, так и сотрудников учреждений – заинтересованных организаций.

- развитие института шефства в регионе.

- привлечение внимания к проблемам, причинам и эффективным методикам коррекции детской девиантности.